Игристый Ар Брют

Кто из нас хотя бы раз не задумывался о том, чтобы пойти против системы, сделать что-то, выходящее за рамки мейнстрима?  Бунтари против правил и традиций официальной культуры есть и в сфере искусства. Ар Брют — это направление, которое бросает вызов канонам искусства и его определению.

Понятие Ар Брют (в переводе с французского – «грубое искусство») появилось в середине ХХ века благодаря французскому художнику и скульптору Жану Дюбюффе. Так он называл свою коллекцию картин, рисунков и скульптур, созданных не профессиональными мастерами, а самоучками, душевнобольными, маргиналами, не признающими общепринятые эстетические нормы и использующими любые подручные материалы. Он считал, что работы людей, находящихся в стороне от обычной жизни, более интуитивны и изобретательны, при этом не лишены индивидуального самовыражения. Дюбюффе не разделял искусство на «нормальное» и «ненормальное». «Может ли быть нормальным процесс создания художественного произведения, когда он сопровождается экстремальным давлением и лихорадкой? Концепция искусства противоречит представлению о нормальности», — говорил Дюбюффе.

И действительно, на основании чего мы считаем, что творчество одного художника – это проявление безумия, а другого — уникальности? Где, по мнению коллекционеров и теоретиков, проходит эта граница? Кого можно назвать истинным художником? Чезаре Ломброзо, психиатр и один из первых коллекционеров работ пациентов клиник, считал, что гений является формой «морального безумия».

Можно ли отнести Ар Брют к наивному искусству или какому-либо другому направлению

Ар Брют и наивное искусство с одной стороны во многом пересекаются, но с другой – каждое из этих направлений имеют свои особенности. Поэтому теоретики выражают разные мнения на этот счет: одни считают Ар Брют ветвью наива (в англоязычной литературе часто можно встретить такие понятия, как искусство аутсайдеров, маргинальное искусство, новый вымысел, примитивизм, как эквивалент Ар Брюту), другие говорят о том, что это самостоятельное направление.

[slider slider_height=»» image_resize=»true» image_crop=»false» flex_slider_effect=»slide» slider_timeout=»9999″][slide title=»Жан Дюбюффе. Grand maitre of the outsider. 1947 год» img_url=»https://artcap.ru/wp-content/uploads/2017/10/1.-ZHan-Dyubyuffe.-Grand-maitre-of-the-outsider.-1947-god-1.jpg» link=»»][/slide][slide title=»Лариса Евграфова, В пустыне. 2010 год» img_url=»https://artcap.ru/wp-content/uploads/2017/10/2.-Larisa-Evgrafova-U00ABV-pustyneU00BB.-2010-god.jpg» link=»»]В пустыне[/slide][slide title=»Александр Коренчук, Карусель. 2017 год» img_url=»https://artcap.ru/wp-content/uploads/2017/10/4.-Aleksandr-Korenchuk-U00ABKaruselU00BB.-2017-god.jpg» link=»»]Карусель[/slide][slide title=»Иллюстрация Генри Дарджера» img_url=»https://artcap.ru/wp-content/uploads/2017/10/5.-Illyustratsiya-Genri-Dardzhera.jpg» link=»»][/slide][/slider]

Ар Брют художники выражают скорее фантазии, свою внутреннюю реальность, зачастую оставляя у зрителя неясное тревожное ощущение. Как сказал Мишель Рагон, французский историк: «Наивное искусство нас успокаивает, а Ар Брют вызывает чувство страха». Это направление не стремится к правдоподобию, живописной перспективе и условным масштабам, не признает границы реального и фантастического, не следует моде. Ар Брют – это творчество в чистом виде. Если проанализировать любую коллекцию мастеров Ар Брюта, можно увидеть, что каждый художник уникален. В творчестве каждого из них прослеживаются определенные элементы, темы, принципы, часто воспроизводится один и тот же мотив или предмет. К примеру, для классика Ар Брюта Александра Лобанова таким объектом стала винтовка Мосина. Однако, набора признаков, характерных для всего этого направления в целом, не существует.

Жан Дюбюффе давал следующее определение Ар Брюту: «Любые произведения — графика, живопись, вышивка, лепные или изваянные фигуры… носящие спонтанный и оригинальный характер, как можно менее связанные с традиционным искусством и культурными клише и созданные неизвестными, либо чуждыми профессиональной художественной среде людьми».

Что представляет собой современный Ар Брют

В конце XIX — начале XX века для Ар Брюта наступил переломный момент. Люди стали воспринимать это направление и принимать работы, отвергнутые ранее. Сейчас термином Ар Брют обозначают также творчество не маргинальных художников, но художников, по тем или иным причинам не вписывающихся в обычную социальную систему или действующих по законам, не принятым в профессиональном искусстве.

На сегодняшний день, Ар Брютом интересуются коллекционеры, многие современные мастера выполняют работы в этом стиле (на Art-most, к примеру, в таком стиле работают Лариса Евграфова, Александр Коренчук, и др.), музеи современного искусства также приняли это направление. Постоянно устраиваются выставки мастеров Ар Брюта, не отстают даже известные аукционы. В 2015 году работы Генри Дарджера — при жизни малообщительного работника чикагской больницы — занимали целый зал Музея современного искусства в Париже и принесли автору посмертную славу, а одна из них была продана в декабре того же года на аукционе Christie’s за рекордную для такого художника сумму в €601,5 тыс.

Для кого создан Ар Брют

Коллекционеров Ар Брюта по всему миру не так много. Эти люди отличаются страстью, одержимостью идеей и неконвенциональностью. Для них данное творчество – это уникальное восприятие мира, которое открывает новые горизонты. Коллекционер Ар Брюта — авантюрист, и каждая его коллекция отражает своего владельца.

Ар Брют стал модным, а цена на Ар Брют в последнее время повысилась. Современный Ар Брют не пахнет мейнстримом, но остаётся эмоционально понятным. Каждая работа при этом имеет свою историю. Некоторые сравнивают Ар брют с ударом в солнечное сплетение: этот стиль вызывает либо отвращение, либо восторг, но не оставляет равнодушным никого.

Источники:

www.art-most.com

www.museum.ru

www.mindlabyrinth.ru

www.wikipedia.org

www.arterritory.com

www.rusoch.fr

www.kalidor.net

www.theartnewspaper.ru

Арина СухачеваАвтор:
Арина Сухачева