Окс Евгений

Выставки

1924 - Участие в выставке общества “Н.О.Ж.”
1934 - Выставка “Начинающие молодые художники”
Государственный Исторический музей, Москва
1938 - Выставка “Молодые художники” к ХХ - летию ВЛКСМ
Клуб им. Серафимовича

1939 - VI выставка Союза Московских Художников
Центральный выставочный зал. “Всекохудожник”
1965 - Персональная выставка работ
1991 - Выставка “Московские художники - 20 - 30-е гг.”
ЦДХ
1995 - Персональная выставка “Незабытые имена” (работы 20-30-х гг.).
Галерея “Ковчег”, Москва
1995 - Выставка художников - ветеранов к 50-летию Победы
1997 - Персональная выставка работ, чтение воспоминаний художника
1998 - Выставка “Старая Москва”, посвященная 100-летию со дня рождения художника, чтение воспоминаний. Литературный музей А.П.Чехова, Москва
1999 - Выставка “Образы эпохи. Портрет, жанр, картина в русском искусстве XX века”,
Историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”, г.Истра
2001 - Выставка “Музей неактуального искусства”,
Московский центр искусств, Москва
2002 - Выставка “Огненные рубежи. К 60-летию битвы под Москвой”
Историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”, г.Истра

Евгений Борисович Окс (1899 — 1968) — российский художник первой половины и середины ХХ века. Родился в Санкт-Петербурге в семье известного врача и общественного деятеля, учился в Тени-шевском училище, затем в художественных учебных заведениях Петрограда (Академия Худо-жеств) и Одессы.

Творчество Евгения Окса относится к направлению русского лирического импрессионизма — пейзажа и городского пейзажа, портрета. Он принадлежал к большой группе художников, в 1920-х — начале 1930-х гг. создававших новый живописный язык реалистического искусства и стремившихся к синтетическим, содержательно глубоким и гармоничным, колористически ярким образам окружавшей их жизни. Верность заветам великих мастеров русской живописи – реалистов конца Х1Х века привела их к конфликту с набиравшим силу агрессивно-угодническим течением в культурной и политической жизни. Судьбы большинства из них сложились трагически, те, кто выжил, были практически до конца дней исключены из активной художественной жизни, а их творчество было обречено на полвека замалчивания и забвения.

В художественном творчестве ориентировался на традиции живописности и цвета, создавал трепетную световую среду. Евгению Оксу принадлежит цикл автопортретов, несколько портретов жены и дочери, натюрморты. Известно около 150 холстов и этюдов и более 400 рисунков художника. Большинство работ — городские пейзажи (1920-е – 1930-е гг, 1950-е – 1960-е гг.), сельские пейзажи (конец 1930-х – 1940-е гг). Лучшие работы: «Натюрморт с серебристым кувшином» (1920-е – 1930-е гг.), «Портрет Варвары Окс» (1923 г.), «Скатертный переулок» и «Розовый забор» (1920-е – 1930-е гг.), цикл Измалковских пейзажей 1946-47 гг., цикл видов московских переулков 1959-1962 гг.

Основные прижизненные выставки работ Евгения Окса приходятся на 1920-е – 1930-е гг. В эти годы художник активно участвует и в художественной жизни: участвует в выставке группы «Н.О.Ж.» 1924 г., избирается в профком художественного союза, его работы принимаются на самые авторитетные выставки. В конце 30-х Окс был подвергнут критике за якобы формализм. В лакировочный «реализм» послевоенного времени он не вписался. Две единственные после 1930-х гг. персональные выставки прошли на районном уровне Москвы в 1964-1965 гг.