Lavizm
Объемные и фактурные формы, многообразие цвета, широкие эмоциональные мазки, ложащиеся слой за слоем на холст, образуя живописный живой сюжет – все это признаки Лавизма — любопытного направления в живописи, возникшего в 21-ом веке.
Лавизм – это уникальное свежее направление, основанное известным русским художником Алексеем Фирсовым. Сейчас в данном стиле также работают последователи и знаковые фигуры современного русского искусства Лариса Петрова, Екатерина Лебедева, Всеволод Саплин, Константин Лорис-Меликов, Артем Диатян, и другие. С работами некоторых из вышеперечисленных мастеров можно ознакомиться на сайте Art-most.com
Название направлению дало отождествление краски с вулканической лавой, которая потоками спускается с вершин и, застывая, создает уникальные природные пейзажи и рельефы. Суть Лавизма в том, что создание картины происходит задолго до того, как рука художника коснется полотна. Секрет фактурности – в самой краске и ее создании. Лава – так называют представители направления материал, с которым работают. Сейчас нет единой концепции по рецепту краски, каждый художник создает свой собственный уникальный состав.
Лебедева и Лорис-Меликов, к примеру, изготавливают краску на основе льняного масла без добавления каких-либо искусственных ингредиентов. Кроме того, соблюдают необходимую пропорцию и выдержку при определенной температуре. Далее, тщательно перемешивают смесь до состояния вязкости, «лавы», которая, впоследствии, и творит чудеса на холсте. Состав подобной краски был создан путем многочисленных проб и ошибок Екатерины и Константина: «Нам, можно сказать, повезло. Мы случайно открыли этот состав. Как когда-то один из французов открыл секрет изготовления цемента, точно также мы открыли секрет изготовления лавы. Ему просто повезло. И нам тоже просто повезло. Нам помогли боги искусства», — говорит Екатерина Лебедева.
Некоторые художники, работающие в стиле Лавизма, используют акрил.
Алексей Фирсов, чтобы достигнуть 3D-эффекта, действует немного другим путем, замешивая по специальной технологии огромное количество белой масляной краски с добавлением художественной краски всех оттенков. По подсчетам художника на одну картину может уйти более 60-ти тюбиков! Таким полотнам необходимо три года, чтобы полностью высохнуть, хотя к выставке они готовы уже через месяц, когда высыхает внешний слой краски.
Лавизм – неординарное направление, которое имеет свое собственное лицо, оно угадывается сразу, без сомнений: достаточно один раз взглянуть. Техника написания картины поистине единственная в своем роде. Используя мастихин или кисть лавист накладывает на полотно объемные мазки, вбирающие в себя яркую гамму цветов. Этот объем на холсте – не просто мастерство художника, изображающего реальность, это и есть сама реальность, которую можно потрогать. «Один мазок краской – это подчас произведение искусства. Смотришь на свою палитру и радуешься. Потому что неожиданно, случайно (и очень часто) ты нашел такое сочетание, которое тебя порадовало. Затем перекладываешь эту красоту на свою картину. Изумительной красоты и волшебства краски иногда рождаются. Вокруг нас чудесные цвета, нужно только отделить их от неискусства — сначала отделить чистоту, а затем этой чистотой созидать» (К. Лорис-Меликов).
Последователи лавизма по праву считают это направление глотком свежего воздуха в потоке современного искусства. Лависту не нужно изобретать велосипед, стараясь по-новому изобразить хорошо «не забытое» старое, он творит искусство будущего. «Живопись остается все той же, — говорит Фирсов, — бессмертной, на плоскости, никогда не меняющейся со времен пещерной росписи. Но 21-ый век должен быть в ней увиден — не по сюжетам, а по составу краски, по фактуре».
Публика реагирует должным образом – на выставках работы в стиле Лавизма привлекают взгляды и не оставляют равнодушными никого. Направление приобретает все большую популярность и среди коллекционеров. Произведения наших мастеров-лавистов занимают почетные места в коллекциях российских любителей искусства и за рубежом: в Дании, Великобритании, Монако, Сингапуре, Швейцарии, США, Франции, Японии, и других странах.
Источники: