Правила коллекционирования: стратегии современного арт-рынка

Ступая на дорогу коллекционирования произведений искусства всегда страшно сделать неправильный выбор. Какой позиции необходимо придерживаться, чтобы подвергнуться меньшему риску? Узнаем мнения профессионалов.

Вячеслав Кантор

Петр Авен

Некоторые называют коллекционирование хобби, но в большинстве случаев человек, занятый этой деятельностью – настоящий профессионал своего дела. Михаил Перченко, директор Московского аукционного дома и коллекционер, владелец внушительного собрания классического западноевропейского искусства, уверенно заявляет, что коллекционирование – это профессия: «На искусствоведа можно выучиться, на знатока — никогда. Нужно иметь врожденный «абсолютный глаз», если говорить по аналогии с абсолютным слухом. Надо просто жить искусством, своей коллекцией. Настоящий коллекционер тот, кто умеет буквально на помойке, среди хлама находить шедевры, может разглядеть среди рухляди подлинные раритеты».

И действительно, на сегодняшний день рынок искусства буквально переполнен. Каждый день появляются новые имена, мир стал намного меньше и более доступен. То, по какому пути идет коллекционер, определяет он сам: проверенные, но дорогостоящие классики с долгосрочной перспективой, или же молодые и доступные авторы с неясным будущим; полагаться на мнение экспертов и провенанс картины, или на собственную интуицию. Успешные коллекционеры годами вырабатывают свою стратегию поведения.

Российский бизнесмен Вячеслав Кантор, президент Европейского Еврейского Конгресса, владелец внушительной коллекции картин считает, что коллекционировать работы по принципу «нравится – не нравится» как минимум не разумно, и предпочитает полагаться на собственный анализ и технику приобретения. Петр Авен, член наблюдательного совета директоров консорциума «Альфа-Групп» и влиятельный коллекционер искусства, чью коллекцию в 2014 году Forbes оценил в $500 млн., заявляет, что нужно быть готовым собирать систематически и хорошо разбираться в предмете: «Так как я собирал с самого начала систематическую музейную коллекцию, я всегда знал, что мне нужно, заполнял лакуну за лакуной и пытался собрать по каждому художнику лучшие вещи в тех жанрах, в которых он работал. А с точки зрения цен и провенанса я советовался, безусловно, с профессионалами».

Взгляды опытных дельцов во многом пересекаются. Прежде всего в том, что при коллекционировании искусства необходимо придерживаться стратегии, системы. Принцип хаоса не слишком хорош, здесь нужна некая формула, которую каждый коллекционер создает для себя сам. Со временем она оттачивается, приобретает четкие формы и структуру, появляется система. Вячеслав Тишин, директор федеральной площадки по продаже искусства Art-most.com рассказал о некоторых способах коллекционирования:

Вячеслав Тишин, директор компании ART-MOST

Юрий Лежников «Шахтёр»

Юрий Филиппов «Самара-крепость»

Юрий Филиппов «Натюрморт с вентилятором»

Николай Хальзев «Стройка автоваза»

«На самом деле, подходов к коллекционированию достаточно много. Если коллекционер, к примеру, собирает яркие и эпатажные работы, ориентируясь на свой вкус — особых правил нет. Главное здесь – это собственное эмоциональное удовольствие от просмотра и владения таким искусством. Если же коллекционер рассматривает инвестицию в искусство в плане ликвидности – четкая стратегия будет самым разумным шагом».

  • Принцип редкости.
    «Многие художники имеют какие-то нестандартные экспериментальные работы, которые отличаются от их обычного стиля или не характерны для них. Собрав коллекцию таких необычных картин, владелец может рассчитывать на ее повышающуюся ценность. Здесь работает эффект редкости».
  • Принцип венчурного инвестирования.
    «Сегодня появляется много молодых звезд искусства, приобретение работ которых можно рассматривать как инвестицию в стартап. При таком способе коллекционирования можно сделать ставки сразу на несколько художников».
  • Принцип тематического коллекционирования.
    «Это достаточно популярная стратегия, которая заключается в коллекционировании работ, написанных по определенной тематике, к определенному событию. Например, строительство метрополитена или автомобильного завода. Обычно такие коллекции собирают люди, имеющие отношение к событию, и не являющиеся экспертами в искусстве. Однако, тематические коллекции часто оказываются выгодным приобретением, и дают непрофессионалам дорогу в профессиональное коллекционирование».
  • Коллекционирование программных работ.
    «Бывают случаи, когда программная работа художника, представляющая интерес, по тем или иным причинам не входит в музейное собрание. При этом такая работа часто имеет достаточно низкую стартовую цену, а также сопровождается рядом ценных этюдов, набросков художника. Коллекция таких работ позже может быть продана за огромные деньги».
  • Принцип подбора.
    «Часто удачными получаются коллекции, которые были созданы по методу подбора. То есть, приобретается некая работа, которая становится базисной точкой всей коллекции, а к ней уже подбирается аккомпанемент, способный выделить и подчеркнуть главную героиню коллекции».

В заключение, не стоит бояться коллекционировать. Коллекционирование искусства всегда сопряжено с риском, каким бы профессионалом вы ни были, какой бы достаток не имели. Кроме того, коллекционировать может начать человек с любым достатком.

«Начинающим коллекционерам сложно разобраться во всех хитросплетениях сферы искусства. Кажется, что чем дороже картина и чем известнее ее автор, тем большая выгода ожидает инвестора. Однако, это не всегда работает таким образом. Очень успешно можно сыграть и на современном искусстве, порог вложения в которое гораздо ниже, а возможную выгоду можно извлечь гораздо быстрее, если сравнивать с долгосрочными классиками.

Помимо этого, можно также составить интересный пакет из 8 — 10 работ художников соцреализма 50 – 60х годов. Сейчас на рынке достаточно много предложений привлекательных по стоимости и перспективе. Вложения при этом могут составить не более 500 тыс.руб. Главное помнить – инвестиции в искусство – это не обязательно дорого!»

Арина СухачеваАвтор:
Арина Сухачева