Продажа искусства онлайн. Тенденции и прогнозы
«Человек не может без прекрасного. Когда человек начинает рисовать, неважно как, хорошо или плохо, когда у него эта потребность появляется, то это значит, что он человек. Человеком человека делает все-таки искусство, а не достижения техники».
Виктор Тимофеев, художник.
Долгожданная консолидация на арт-рынке онлайн уже не вызывает сомнений. Единственный вопрос остается лишь в том, кто займет первые места на рынке. Говоря о международной арене сейчас это Sotheby’s и Christie’s, что касается России, популярными платформами могут выступить Artspace.com, Artsy.net, Art-Most.com, и др. Ценители искусства все чаще совершают покупку онлайн.
В. Тимофеев в своем высказывании, несомненно, прав. Искусство является одним из важнейших составляющих духовного и нравственного совершенствования человека. Однако, в 21-м веке – веке технологий и развития – нам все же приходится искать некий баланс, который позволил бы стремлению к прекрасному с одной стороны, и новациям с другой, мирно сосуществовать в нашем сознании.
Еще вчера искусство было чем-то осязаемым и материальным, сегодня арт-рынок медленно, но верно движется в сторону торговли онлайн. Арт-организации, обслуживающие своих клиентов как в офисах, так и через интернет, набирают силу. Данный аспект затрагивает не только дилеров и покупателей, но и самих художников.
«Установленные мировые бренды на арт-рынке, такие как Sotheby’s и Christie’s, начинают доминировать в рейтинге Hiscox Online Art Platform и, похоже, пытаются справиться с задачей перевести офисный бизнес в мультимедийный. Дилеры продолжают бороться в режиме онлайн», говорит Роберт Рид, руководитель отдела по работе с частными и арт-клиентами платформы по продаже искусства онлайн Hiscox.
И действительно, продажи онлайн растут, несмотря на замедление роста рынка искусства в целом. Согласно статистике, в 2016 году онлайн продажи этого сегмента рынка достиг 3,75 млрд долларов, что на 15% больше, чем в 2015 году. Это составляет 8,4% доли от общего арт-рынка в мире. Международные галереи спешат адаптироваться к электронной коммерции. 36% мировых галерей еще даже не имеют четкой стратегии онлайн-продаж. Около 40% галерей в России в настоящий момент используют онлайн-ресурсы для продвижения и осуществления продаж. Директор федеральной площадки по продаже предметов искусства ART-MOST.COM Вячеслав Тишин сообщает, что на 2016 год соотношение онлайн и оффлайн продаж составило 68% к 32% соответственно.
Тенденция движется к тому, что онлайн-аукционы станут ключевым полем битвы в 2017 году. Аукционные дома охватывают социальные сети. Sotheby’s увидели, что рост их Instagram составил 102% в период с марта 2016 года по март 2017 года, и в настоящее время насчитывает более 430 000 подписчиков. У Christie’s более 267 000 подписчиков (78% с марта 2016 года), а у Phillips более 98 000 подписчиков (83% за тот же период). Instagram обогнал Facebook в качестве предпочтительного канала социальных медиа для мира искусства. 57% галерей говорят, что они находят Instagram наиболее эффективным с точки зрения повышения осведомленности.
Однако, несмотря на положительные тенденции, все еще велико количество ценителей искусства, которые отдают предпочтение покупке оффлайн. Василий Кузнецов, директор художественной галереи Veresov Gallery, в своем интервью для The Village замечает: «Картины покупают по-разному: очень редко бывают импульсивные покупки, но часто бывает, что человек ходит в галерею по несколько лет, прежде чем решится на покупку». Приобретение же предметов искусства онлайн требует определенных знаний и навыков. Статистика показывает:
- 80% онлайн покупателей беспокоятся о том, что картина будет отличаться в реальности от снимка на сайте;
- 77% переживают о том, что не могут проверить состояние предмета искусства;
- и, наконец, 58% покупателей боятся приобрести подделку.
Таким образом, покупатели произведений искусства онлайн обращают внимание на несколько важных аспектов.
Во-первых, контент. Значительная доля онлайн покупателей (79% на 2017 год) заявила, что им нужна дополнительная информация о художнике и объекте. Исследования показывают, что интернет-потребители поддерживают прозрачные бренды, которые создают информативный и интересный контент.
Во-вторых, отзывы клиентов и обратная связь. Отсутствие физического осмотра предмета покупки остается ключевой проблемой для сомневающегося покупателя, поэтому человеческое взаимодействие по-прежнему очень важно (покупатели ценят возможность, к примеру, пообщаться с экспертом).
Далее, репутация компании, а также ценовая прозрачность – это одни из главных аспектов. На этапе покупки предметов искусства онлайн покупатель ищет факты: сколько будет стоить произведение искусства, включая оплату, доставку и страхование, каковы гарантии возврата. В сущности, 80% покупателей чувствуют себя более уверенно во время покупки онлайн, имея прозрачные условия гарантии возврата при тех или иных условиях, а 64% сказали, что дополнительная информация и выбор вариантов доставки помогают в процессе приобретения.
И, наконец, процесс послепродажного обслуживания действительно вызывает уверенность у клиента, что он сделал правильный выбор.
Прогресс не стоит на месте, и приобретение произведений искусств онлайн, несмотря на то, что это достаточно высокоценовой сегмент рынка, вызывает все больший интерес у покупателя. Сам процесс покупки становится быстрее и легче, а покупательское доверие шире.