Произведения искусства в роли инвестиций

Искусство может быть инвестицией. Но насколько она выгодна?

Все любят истории о коллекционерах, которые купили картину за бесценок и продали ее за миллионы. Очень редко, но такое действительно случается. Однако, если в случае таких импрессионистов, как Моне, Ренуар и Дега, их пестрые пейзажи и мечтательные портреты часто рассматривались как инвестиции еще до того, как краска высыхала на холсте, то вложения в произведения искусства современных мастеров сегодня достаточно осторожные.

В Европе понятие «импрессионизм-как-инвестиция» сильно укоренилось уже к 1920-м годам. Корреспонденты парижского журнала New Yorker уверенно заявляли: «С нынешними реалиями, современное искусство, даже приобретенное заблаговременно и по скромной цене, по-прежнему остается первоклассной инвестицией».

И до сих пор тема вложений в искусство остается обсуждаемой. Конечно, нынешние цены работ, написанных в 1920-х годах, сильно возросли по сравнению с их стоимостью в тот период, и уже могут составить конкуренцию другим вариантам инвестиций, таким как, например, покупка акций голубых фишек. Но как современное искусство и молодые авторы могут противостоять более традиционным инвестициям сегодня?

Продажи картины

Благодаря собранию под названием каталог-резоне мы можем найти информацию о каждой работе художника. Однако мы не знаем, за сколько и как часто все эти работы продавались. Поскольку многие продажи на арт-рынке проводятся в частном порядке, существует шанс, что о большинстве продаж мы просто ничего не знаем.

Мы также не знаем обстоятельств, при которых происходили прошлые продажи. Искусство стоит столько, сколько за него заплатит следующий человек, поэтому, если картина вышла на продажу во время нестабильного экономического периода или была продана за более низкую рыночную стоимость в результате развода, смерти, долга, и т.д., это могло повлиять на стоимость намного сильнее, чем статистика по остальным работам художника.

«Одинокий зонт» (Прохоров Андрей) Подробнее

«Иремель-Тау» (Гильманов Ильдар) Подробнее

«Команда» (Уткин Евгений) Подробнее

«Розовая Арка в Живерни» (Les Arceaux de Roses, Giverny)

«Лед плывет» (Les Glaçons, Bennecourt)

«Вспаханное поле и пахарь»

Наконец, мы должны рассмотреть качество работы: если картина откровенно не красива или плохо отражает стиль художника, несправедливо экстраполировать ее производительность на более широкий рынок художника.

И все же

Всегда есть и будут существовать внешние факторы, которые влияют на цену и производительность произведения искусства, и в этом все дело. Необходимо понимать, что присущая рынку волатильность — это не то же самое, что статистика цен на рынке в результате дисконтирования. Для того, кто вложил $50тыс в картину в 1920 году уже не важно, была ли картина продана по прихоти или под давлением обстоятельств, является ли красивой или не очень, «хорошей» или «плохой». Что важно (и до сих пор имеет значение), была ли эта покупка умным или неоправданным вложением.

Математика

Для примера мы рассмотрим две топовые работы Моне, вошедшие в аукцион Sotheby’s «Продажа импрессионизма и современного искусства» от 14 ноября текущего года. Первая, «Розовая Арка в Живерни» (Les Arceaux de Roses, Giverny), трехметровая картина маслом с изображением беседки из роз, была написана в 1913 году и предложена самим Моне на благотворительный аукцион 1 мая 1917 года.

Ее первая официально зарегистрированная продажа была осуществлена 45 лет спустя на аукционе Sotheby’s, где она была продана за $65тыс. Затем покупатель этой работы продал ее в том же 1962 году на аукционе Christie’s в Лондоне. Картина оставалась в частной коллекции еще 45 лет, а затем в 2007 году была продана в Лондоне за $17,8 млн. На аукционе «Розовая Арка в Живерни» предлагается за оценочные $20 — 30 млн.

Вторая картина, «Лед плывет» (Les Glaçons, Bennecourt), представляет собой более раннюю работу, которую Моне написал в 1893 году. Она была куплена и продана пятью людьми за четыре года, а затем в 1897 году оказалась в руках Генри Хэвемайера, американского предпринимателя и коллекционера, основателя «American Sugar Refining Company». Картина оставалась в семье Хэвемайер до 1983 года, затем продана за $605 тыс в Нью-Йорке на Sotheby’s. Далее работа продавалась частным образом дважды, и теперь она снова появляется на аукционе с оценкой в размере от $18 до 25 млн.

Простая математика показывает, что владельцы обеих картин могут рассчитывать на значительные дивиденды от своих инвестиций в будущем. Неважно, продались ли картины Моне за свои оценочные миллионы, эта инвестиция выгоднее, чем вклад в какой-либо другой рынок.

Все это, конечно, не учитывает один важный момент: окупаемость таких работ может занять годы, в течение которых показатели фондового индекса будут постоянно меняться.

Не так дорого

Важно принять во внимание  и то, что Моне добился признания уже при жизни. Начальная стоимость работ художников такого уровня априори не может быть низкой. Но что если хочется инвестировать средства именно в искусство?

Возьмем историю Ван Гога, чья картина «Вспаханное поле и пахарь» была продана на аукционе Christie’s от 13 ноября 2017 года за $81.3млн.

При жизни художник, по некоторым сведениям, смог продать лишь одну картину – настолько непопулярным было его творчество. Сейчас же мы видим, что работы Ван Гога входят в список самых дорогостоящих и являются прибыльной инвестицией.

Многих нынешних мастеров можно назвать «Ван Гогами» современности. На арт рынке сегодня нераскрученные художники представляют наибольший интерес для инвесторов. Размер подобного вложения может быть минимальным, важно не упустить момент. Конечно, очень сложно заранее предугадать, насколько поднимутся в цене работы современных художников. Однако, многие профессиональные коллекционеры предпочитают вкладываться в выдающихся молодых мастеров, нежели в распиаренных художников.

Портал по продаже искусства Art-most.com, и, в частности, директор Art-most.com Вячеслав Тишин, придерживаются того же мнения. На сайте можно познакомиться с работами как молодых мастеров, так и уже известных художников России, Индии, Италии. Сам Вячеслав является ярым любителем искусства и обладателем небольшой коллекции работ отечественных мастеров.

Итак, ставка на новых звезд – это одна из самых популярных, на сегодняшний день, стратегий инвестирования в искусство.

 

Источники:

www.bloomberg.com

www.wikipedia.org

www.art-most.com

Арина СухачеваАвтор:
Арина Сухачева