Русский стиль

 

Что такое русский стиль? В чем специфика русского искусства? Эти вопросы не первое столетие волнуют умы русских художников. «Поиски русского» чаще всего начинаются из глубины веков – от языческой Руси или времён крещения, домонгольского периода русской истории. И почти незамеченной остается культура России XVI в., эпохи Ивана Грозного. Многих отталкивает сама репутация Ивана IV, созданная еще Карамзиным и существующая до наших дней. Образ сумасшедшего царя-убийцы, фанатика, не допускает даже возможности создания в его время шедевров искусства.

Эпохе Грозного принадлежит необычный памятник русской культуры — Лицевой летописный свод. Лицевой свод – это океан без берегов и дна, ничего подобного никогда (ни до, ни после) не создавалось на Руси, а, возможно, и в мире. Исторически Лицевой свод лежит как будто «посередине» российской истории – уже после Рюриковичей, но еще до Романовых. Он словно мостик между Древней Русью и Российской империей. Радикально изменившаяся в XVIII в. культура России не смогла оценить его по достоинству и как будто «забыла» о Лицевом своде. Люди, воспитанные на академической живописи, считали эстетику миниатюр Свода примитивной и не достойной внимания. «Открытие» древнерусской живописи, признание ее самостоятельной ценности произошло всего сто лет назад.  В начале ХХ в. были расчищены русские иконы, и весь мир увидел их несравнимую красоту. В начале XXI в. настало время русских миниатюр.

Уникальность Свода заключается в том, что он создан тогда, когда русское искусство уже освободилось от византийского влияния, но еще не попало под влияние Европы. Я вижу в каждой миниатюре Свода маленький шедевр, явление Русского Ренессанса. Только этот Ренессанс – не продолжение итальянского или северного ренессанса, а полная ему противоположность. Русские художники в XVI в. продолжали мыслить образами, а европейские уже в то время перешли к созданию арт-объектов. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается основная особенность русского стиля – в устремлении к единому целостному, сакральному. Изображаемое не расчленяется на элементы и объекты, а, напротив, соединяет их в единый и неповторимый образ.

Я убежден, что русский стиль вот уже 400 лет существует на страницах Свода. Наша задача — понять это и развить в современных формах искусства. Признаки, по которым я выделяю Свод как образец русского искусства таковы:

— особое целомудренное изображение образов, скромность в изображении;

— вторичность техники по отношению к содержанию, художник не любуется своей техникой. Владение ремеслом —  не самоценность (как часто бывает у западноевропейского мастера);

— яркая эмоциональность образов, выраженная через тонкое понимание и чувство цвета, живописность образов. Сердце и чувство для древнерусского художника важнее разума;

— светоносность образов: свет важнее тьмы, внутренняя чистота и глубина образов важнее поверхностной красоты.

Можно сформулировать русский стиль тремя словами: многомерность, соборность и благодатность.

Конечно,  раскрытие каждого термина требует серьезного изучения,  как культуры, так и истории Древней Руси. Мы в самом начале этого пусть не простого, но очень интересного пути, причем именно миниатюры Лицевого свода есть краеугольный камень русского стиля. К сожалению, этот стиль в свое время не получил развития. Но сегодня у нас есть все возможности, для того чтобы «подхватить» русский стиль Свода и продолжить его. Мы уже пресыщены искусством академическим, искусством современным, мы ищем новые пути развития. И Лицевой Свод показывает нам направление этих поисков.

В своих работах я стараюсь найти связь образов Свода с современностью. Выставка «Русский стиль» в здании института истории РАН Санкт-Петербурга является частью масштабного одноименного проекта , цель которого – выявить значение художественной культуры XVI века (Русского Ренессанса) для современного человека, заново открыть наше прошлое и увидеть в нём наше будущее.

Игорь Вишня

Художник, исследователь Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Санкт-Петербург, 05.06.2019г.

Картины художника